Авторы |
Рассказов Леонид Дементьевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1), rasskazov.ld@gmail.com
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Изменения в системе образования современной России и мировом сообществе в целом обусловливают необходимость изучения законов сознания, которым оно подчиняется. Только поняв природу сознания, можно говорить о формах и методах образования в условиях кризиса как способах удовлетворения познавательной потребности учащихся. Цель работы проанализировать сочетание ведущих сил современности – сознания, глобализации и образования с учетом реальности педагогического процесса.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа работ классиков и современников педагогической и философской мысли, а также собственных авторских разработок многолетней учебно-педагогической деятельности. Особое место занимают труды ученых, посвященные изучению дидактического и эвристического методов, а также интерпретация современников кризисных процессов образования. Методологический потенциал включает: диалектический метод, применение которого позволяет увидеть в динамике образовательный процесс и сопоставить ролевые позиции учащих и учащихся в учебно-воспитательном процессе; метод синергетики, выявляющий природу и законы сознания, образования и глобализации; ноосферный метод, который систематизирует кризисы общества, сознания и образования в масштабах мирового целого; статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с изменениями кадрового потенциала преподавательского корпуса.
Результаты. Исследованы формы и методы учебной и воспитательной работы профессорско преподавательского состава, проведено сопоставление эффективности дидактических и эвристических методов в условиях глобализации образования. Рассмотрены особенности профессиональной подготовки учащих и их готовность в новых условиях удовлетворять познавательные потребности учащихся. Отмечены традиции повседневной жизни педагогов в контексте перемен, свойственных российской системе образования конца XIX, второй половины XX и начала XXI в.
Выводы. Изучение облика профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений позволяет уяснить содержание позитивных тенденций политики в сфере высшего профессионального образования в современной России, учесть проблемы, свойственные для деятельности педагогов, отказаться от стереотипов в оценках их роли и места в общественной жизни, определить новые направления в дальнейшем изучении научных проблем сознания.
|
Ключевые слова |
глобализация, дидактический метод обучения, кризисное сознание, образование, эвристический метод обучения.
|
Список литературы |
1. Урсул, А. Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход) / А. Д. Урсул. – Красноярск : СФУ, 2011. – 48 с.
2. Глобальные процессы и устойчивое развитие : сб. ст. / отв. ред. А. Д. Урсул. – М. : Изд-во РГТЭУ, 2011. – 382 с.
3. Васильев, Н. А. Воображаемая логика / Н. А. Васильев. – М. : Наука, 1989. – 264 с.
4. Богданов, А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) : в 2 кн. / А. А. Богданов. – М. : Экономика, 1989. – Кн. 2. – 351 с.
5 Коменский, Я. А. Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1.
6. Вахтеров, В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1987.
7. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения. – М. : Педагогика, 1987.
8. Андреев, А. Л. Историческое самосознание. Теория. История. Практика / А. Л. Андреев. – Красноярск : ЛИТЕРА-принт, 2007. – 316 с.
|